Thursday, December 17, 2009

Неизвестные страницы Холокоста в Финляндии 1941-1944 гг.

Dosentti Johan Bäckmanin esitelmä suomalaisten osallistumisesta juutalaisten kansanmurhaan toisen maailmansodan aikana "Tuntematon holokausti Suomessa 1941-44" kansainvälisessä konferenssissa "Toisen maailmansodan ja holokaustin perintö", Berliini, 15.-17.12.2009.





Неизвестные страницы Холокоста в Финляндии 1941-1944 гг.

Йохан Бекман

Доклад для международной конференции «Уроки Второй мировой войны и Холокоста», Берлин, 15-17 декабря 2009 года, Steigenberger Hotel Berlin

Одна из неизвестных страниц Холокоста связана с судьбой евреев в Финляндии в период второй мировой войны, в 1941-1944 гг. и с теми действиями, которые предпринимали финские власти. Освещение данной темы оказывается практически запрещено в официальной финской историографии, согласно которой в Финляндии совершенно не существовало никаких преследований евреев. Официальные исследования, заказанные правительством Финляндии, гласят, что финской стороной Германии было выдано «всего лишь» восемь еврейских беженцев .

Когда летом 1941 года в соответствии с планом Барбаросса Финляндия вступила в войну против Советского Союза, министр внутренних дел Финляндии Тойво Хорелли интернировал еврейских беженцев рядом с городом Хямеенлинна, подальше от морского побережья. Начальником государственной полиции Финляндии в то время был назначен Арно Антуни (Anthoni), имевший тесные связи с Гестапо. Как Хорелли, так и Антуни были ярыми антисемитами.

Еще до войны все еврейские беженцы в Финляндии были поставлены на учет. С началом войны интернированные мужчины-евреи как «неблагонадежные элементы» были отправлены в принудительные трудовые лагеря, располагавшиеся рядом с фронтом. В это же время по приказу государственной полиции была начата общая депортация евреев, которых первоначально отправляли на пароме в Таллинн, а затем оттуда свозили в концентрационные лагеря. Финны сразу же отделяли советских военнопленных евреев, для которых был создан собственный концлагерь.

В оккупированной немцами финской Лапландии действовал особый отдел «Айнзацкоммандо Финланд» («Einsatzkommando Finnland»), имевший тесные связи с государственной полицией Финляндии. Целью этого отдела была организация уничтожения еврейского и прочего населения в случае захвата Мурманска и Ленинграда. Финны передавали этому отделу еврейских заключенных, зная, что их ждет верная смерть.

Финляндия готовилась отправить в занятый Ленинград тридцать тысяч полицейских для так называемой зачистки города . Умению проводить зачистки захваченного Ленинграда полицейские обучались также в Эстонии . Гестапо и финская государственная полиция разрабатывали совместные планы зачисток Мурманска после его взятия .

Для финского министра Й. К. Паасикиви была даже заранее (25.10.1941) написана речь торжественного радиовыступления, посвященного захвату Ленинграда: «Граждане! Получена новость, что великие вооруженные силы Германии захватили Петербург. Этот находящийся вблизи нашей границы город, блиставшая когда-то великолепием столица России, впервые за всю историю своего существования сокрушена. Это известие, хоть и долгожданное, наверняка затронет душу каждого финна. (…) Независимые от нас мировые события привели к тому, что последствия политических ошибок Советского Союза проявились раньше, чем мы ожидали. Богиня-Мстительница истории быстро подняла меч и нанесла удар за нас.»

Как во время войны, так и до ее начала в Финляндии выходило множество антисемитских публикаций и изданий, как, например, газета «Национал-социалист» («Kansallissosialisti»), а также фашистская «Течение времени» («Ajan suunta»), в которой рассказы о жестоком отношении к евреям в Эстонии соединялись с прямыми призывами к еврейским зачисткам на территории Финляндии.

В программе национал-социалистов, опубликованной в 1942 году, столь же прямо требовалось удаление всего еврейского населения с территории финского государства; помимо этого выдвигалось предложение запрета на вступление в брак с лицами еврейской национальности .

До конца войны в Финляндии вышло в свет девят (9) изданий известной пропагандой антисемитизма книги «Протоколы сионских мудрецов» на финский язык (пять отдельных переводов), и кроме этого, два перевода на шведский . Едва ли в какой-либо другой стране эта книга вызывала бурный интерес.

В деятельности государственной полиции Финляндии заметны явные оттенки антисемизма. Множество еврейских беженцев были арестованы и подвергнуты пыткам по подозрению в шпионаже, а затем в большинстве случаев через Таллинн депортированы в концентрационные лагеря. Согласно данным книги финского историка Элины Сана (Elina Sana), государственная полиция Финляндии депортировала, по меньшей мере, три тысячи заключенных, в том числе и еврейских беженцев с семьями, которых вывозили в Таллинн по меньшей мере пятьдесят раз. Однако, по-видимому, эти цифры сильно занижены. В группах депортированных находились и советские военнопленные и политические заключенные, например, финские коммунисты.

Следы политики антисемитизма, воплощавшейся в агрессивных и жестоких действиях финской государственной полиции, остались запечатлены во множестве документов того времени. Часто упоминается имя служащего государственной полиции Финляндии Аарне Кауханена, принимавшего живое участие в допросах и пытках евреев. В Финляндии Кауханен действовал также в качестве адьютанта Генриха Гиммлера. После войны Кауханен бежал в Венесуэлу (его дальнейшая судьба неизвестна).

Также и в Финляндии фашистская пропаганда убеждала обывателей, что изоляция евреев и помещение их в концентрационные лагеря были оказанием «помощи». Финское фашистское издание «Свободная Финляндия» («Vapaa Suomi»), в частности, писало о том, что концентрационные лагеря в Эстонии были местом «спасения» евреев, где они якобы могли жить в безопасности. Посол Финляндии в Германии Тойво Кивимяки (кстати, впоследствии осужденный как военный преступник) в 1941 году направил финскому министру иностранных Рольфу Виттингу письмо, в котором утверждал, что немцы не преследуют евреев, а напротив, пытаются им «помочь».

Как известно, евреи Эстонии уничтожались столь усиленными темпами, что на конференции в Ваннзее Эстония была объявлена территорией, «свободной от евреев». А Финляндия была очень тесно связана с Эстонией. В таллиннском Гестапо работал известный финский фашист Вильхо Хеланен, организовывавший депортации. В конце войны Хеланен разработал план фашистского переворота в Финляндии.

В архивах имеется чрезвычайно любопытный документ: отчеты сотрудника финской государственной полиции Олави Вихерлуото о его командировках в Таллинн в октябре 1941 года. Вихерлуото свободно, а порой даже с юмором рассказывает про то, какие средства применяет таллиннское Гестапо по отношению к многочисленным группам евреев: пытки и убийства. Вихерлуото также документально описывает одну из бесед, в которой его расспрашивали о том, правда ли, что «в Финляндии еще живы две тысячи евреев».

В финской истории осталось имя одного на редкость отважного еврейского беженца Вальтера Коэна (Walter Cohen), который осмелился сопротивляться и неоднократно протестовал против применяемого к нему обращения. Получив приказ на отправку в концлагерь, он сумел поднять вокруг своего дела большой шум, разослав открытые письма многим представителям финской власти и политикам. Государственная полиция Финляндии не решилась тронуть его, поскольку преследование евреев осуществлялось втайне. После войны Вальтер Коэн перебрался в Швецию и написал воспоминания. Его сын, Вальтер Б. Коэн стал историком и сумел объективно взглянуть на вопрос обращения с евреями в Финляндии.

Известно, что главу финской государственной полиции Арно Антуни и начальника эстонского Гестапо Мартина Сандбергера связывала тесная дружба. Они регулярно бывали друг у друга в гостях и организовывали совместные праздники. Часто темой их бесед и обсуждений было «особоe обращение» с евреями в Финляндии. Кроме того, по приглашению Рейнхарда Гейдриха Антуни бывал в Германии и встречался там с руководящей верхушкой нацистов. Одной из важнейших тем в таких путешествиях становилась участь финских евреев, решение судьбы которых Германия обещала взять на себя.

Генрих Гиммлер часто бывал в Финляндии во время войны и провел здесь немало отпускных недель; впрочем, восстанавливая силы на отдыхе, он не упускал случая обсудить также судьбу евреев Финляндии. Есть свидетельства о том, что именно Гиммлер контролировал депортацию всех финских евреев в Германию. Начальник «Айнзацгруппы А» («Einsatzgruppe A») Фридрих Панцигер позднее засвидетельствовал, что Гиммлеру был вручен список финских евреев, содержавший две тысячи имен, который он привез в Германию.

На территории оккупированной Финляндией советской Карелии была создана сеть концентрационных лагерей, в которых тысячи людей были уничтожены по расовому признаку. В лагерях действовал принцип апартеида, поэтому все, кроме финно-угров, должны были нашивать на одежду красные опознавательные метки. О судьбе евреев во время фашистской оккупации советской Карелии 1941-1944 гг. нет точных сведений.

Следует помнить о том, что во время войны Финляндия придерживалась политики национал-социализма, целью которой было выведение породы людей чистой финно-угорской расы и создание «Великой Финляндии» - сверхдержавы, куда, по замыслу, должны были, по крайней мере, входить северные земли Норвегии и Швеции, Кольский полуостров, советская Карелия, ленинградская область, Эстония и часть Латвии. В программе, составленной уроженцем Таллинна Альфредом Розенбергом, важная роль отводилась северным расам и породам, - таким как финны и эстонцы.

Лютеранская Церковь Финляндии за все время войны не предприняла ни одной попытки какой-либо критики или протеста против преследований евреев.


Литература

Baryshnikov Nikolai. Finland and the Siege of Leningrad 1941–1944. Johan Beckman Institute. Helsinki. 2005.

Cohen Walter. Etsin turvapaikkaa. Ristin voitto. Tikkurila 1970.

Eskola Katarina (toim.). Itään. Elsa Enäjärvi-Haavion ja Martti Haavion kirjeet 1941–1942. WSOY. Helsinki. 2002.

Hanski Jari. Juutalaisviha Suomessa 1918–1944. Ajatus Kirjat. Helsinki. 2006.

Leino Jussi & Teo Snellman. Suomalainen kansallissosialismi luo uuden sammon. Suomen uusi ohjelma. Suomen kansallissosialistinen työjärjestö. Helsinki. 1942.

Rautkallio Hannu. Ne kahdeksan ja Suomen omatunto. Suomesta 1942 luovutetut juutalaispakolaiset. Weilin + Göös. Espoo. 1985.

Roiko-Jokela Heikki & Heikki Seppänen (toim.). Etelän tien kulkija – Vilho Helanen (1899–1952). Atena. Jyväskylä. 1997.

Sana Elina. Luovutetut: Suomen ihmisluovutukset Gestapolle. WSOY. Helsinki. 2003.

Seppälä Helge. Suomi miehittäjänä 1941–1944. SN-kirjat. Helsinki. 1989.

Silvennoinen Oula. Salaiset aseveljet. Suomen ja Saksan turvallisuuspoliisiyhteistyö 1933-1944. Otava. Helsinki. 2008.

Suominen Elina. Kuoleman laiva S/S Hohenhörn: juutalaispakolaisten kohtalo Suomessa. WSOY. Porvoo. 1979.