Monday, August 30, 2010

Молодежь и новые формы государственности России

Молодежь и новые формы государственности России

Йохан Бекман

Выступление на образовательном молодежном форуме «Волга-2010» 25.08.2010, г. Волгоград, о. Сарпинский. Йохан Бекман – доктор общественно-политических наук, доцент университета г. Хельсинки, председатель Антифашистского комитета Финляндии

Молодежные организации играют важную роль в политической жизни России, причем это значение постоянно растет, вызывая мировой политический резонанс. К примеру, на весь мир знаменито Молодёжное демократическое антифашистское движение «НАШИ»; достаточно известными также являются Молодежное патриотическое движение «СТАЛЬ», Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России» и Молодежное движение «Россия Молодая».

Можно сказать, что эти организации вывели политическую активность молодежи на новый уровень и придали новый смысл ее деятельности. Весь мир с завистью следит за молодым поколением России, за тем, как несравненно сильно российская молодежь любит свою Родину, за тем, как она готова обустраивать и защищать ее. Так, например, акции Молодежного движения «НАШИ» неизменно пробуждают повышенный интерес, удивление, изумление и другие разнообразные чувства, отзываясь огромный политическим резонансом и способствуя социальным и политическим переменам.

Но позвольте мне задаться неожиданным вопросом: а что же такое, в конце концов, «молодежь»? Давайте-ка для ответа проведем маленький экскурс в историю.

Если судить исторически, то такое явление и понятие как «молодежь» является весьма новым. К примеру, в Средневековье никакой «молодежи» не существовало, и о ней никто и слыхом не слыхивал, потому что, как говорит известный французский историк Филипп Арье, не было также и никакого «детства».

Согласно концепции Арье, «детство» как социальное явление зародилось только в XVII веке, а «молодежь» еще на пару сотен лет позже, лишь в XIX столетии.

Итак, в средние века не было ни детства, ни молодежи: человек начинал считаться взрослым сразу, как только приобретал способность действовать самостоятельно. В семь-восемь лет «дети» Средневековья обычно начинали профессиональный путь по стопам своих отцов, и не успевало «детишкам» исполнится и десяти, как их чаще всего отсылали из дома, определяя в ученики или подмастерья.

Если исходить из наших нынешних представлений, то многие исторические правители были детьми: Иоанн Люксембургский стал королем Чехии и Польши в 1310 году в возрасте четырнадцати лет; король Франции Карл VIII вступил на престол в 1483 году в возрасте тринадцати лет; другой французский король, Франциск II, начал царствовать в 1559 году в возрасте пятнадцати лет. Карл V был провозглашен королем Испании в 1516 году в возрасте шестнадцати лет, став в дальнейшем императором Священной Римской империи, крупнейшим государственным европейским деятелем первой половины XVI века.

Такие же примеры мы можем найти и в истории России: Иван Грозный стал Великим Князем Московским и Всея Руси в трехлетнем возрасте в 1533 году, а в 1547 год, в семнадцать лет был помазан на царство; Петр Первый в 1682 году в десятилетнем возрасте был провозглашен царем, и с семнадцати лет, с 1689 года стал править самостоятельно.

Впрочем, молоды были не только государи, молоды были и их военачальники: английский военачальник Эдуард Чёрный Принц возглавил армию Англии с 1346 года, когда ему было 16 лет. Широко известная Жанна д’Арк совершила свои подвиги, будучи семнадцатилетней девушкой.

Умственных и духовных способностей юных созданий доставало даже на то, чтобы их начинали почитать как святых. Так, например, в начале XII была канонизирована Святая Елизавета Венгерская (1207–1231), а в XIII веке – Святая Екатерина Сиенская (1347–1380), которые уже с детских лет проявили незаурядную силу ума и душевную мощь, за что и были причислены церковью к лику святых.

К этому перечню можно также присоединить получившую мировой резонанс любовную историю Ромео и Джульетты и напомнить, что возраст невесты составлял всего лишь тринадцать лет!

Молодежь также сыграла заметную роль в истории науки и искусства. Анджело Полициано перевел «Илиаду» на латинский язык в 1473 году, когда ему было четырнадцать лет; многие великие произведения Микеланджело были созданы раньше, чем ему исполнилось двадцать; в 1484 году; в возрасте тринадцати лет написал свой знаменитый автопортрет Альбрехт Дюрер.

Известно также, что значительный вклад в развитие торговли внесли те, кого мы сегодня по возрасту могли бы назвать «тинейджерами», ведь очень часто купцы отправляли своих сыновей в качестве торговых представителей за границу. Впрочем, понятие «тинейджер» еще знакомо далеко не каждому, поскольку это достаточно новое слово и новое понятие, заимствованные из английского языка.

Следовательно, необходимо различать, о каких детях и о какой молодежи мы ведем речь? Как мы видим, жители Средневековья и даже люди XVII и XVIII веков вообще не представляли, что такое «молодежь», и даже не поняли бы вопроса, если бы их спросили, что такое детство. Таким образом, ясно, что понятие «молодежь» в том виде, которое нам сегодня известно, не является отражением универсального, биологически естественного явления; можно сказать, что «молодежь» – это политическая идея.

Существует мнение, что само слово «молодежь» придумано в 1762 году французским философом Жаном-Жаком Руссо, который подразумевал под ним «второе рождение» и считал, что молодому человеку полезнее жить не в городской, а в сельской местности, поскольку в городе он может научиться лишь скверным привычкам, как физическим, так и умственным. Руссо, таким образом, рассматривал молодость как важную часть воспитательного и образовательного процесса.

Можно также взять пример хотя бы из истории жизни карелов. В прошлом в Карелии был широко распространен обычай, по которому все неженатые карелы были обязаны сбривать бороду, тогда как женатым карельским мужчинам, наоборот, полагалось бороду отращивать. Точно также, незамужние карелки ходили по улицам с непокрытыми волосами, а вот женщины, вышедшие замуж, уже обязательно повязывали на голову платок. Впрочем, по данной карельской традиции все-таки трудно определенно решить, имелось ли в их субкультуре понятие «молодости» в его нынешнем определении.

Следует упомянуть и о том, что в современном финском обществе широко распространен обряд «конфирмации», особой протестантской традиции, предназначенной для пятнадцатилетних подростков, уже не детей, но еще и не взрослых: пройдя конфирмацию, они получают разрешение вступать в брак. Для подготовки к конфирмации необходимо посещать специальные школы, которые обычно организуются в виде летних лагерей. В таких «летних школах» проходят курс особых ритуалов, порой граничащих с экстремизмом (православная церковь такой традиции не знает).

Хотя формирование молодежи в качестве политического понятия началось, собственно, лишь в конце XIX века, уже пятьсот лет до нашей эры в Древней Греции городская буржуазия и богатые аристократы создавали условия для развития интеллектуальной и политической самостоятельности молодых мужчин. Имеется много сведений об афинской ассоциации эфебов, военизированной образовательной организации для юношей: став эфебом, молодой человек принимал активное участие в политико-философской жизни общества.

В XVI веке в Германии начали появляться первые интеллектуальные кружки, в которых юноши обсуждали различные морально-нравственные проблемы. Следует отметить, что понятие «молодежь» изначально не применялось к женщинам, и было по определению в основном мужским качеством. Деятельность молодежных организаций, в том числе и общественно-политическая, была целиком мужской прерогативой. Зачастую это приводило к тому, что мужчины были практически изолированы от женщин. Наиболее важной для девушки считалась ее связь с женщинами своего рода, которая рассматривалась как биологическая необходимость, однако для юноши главнее была связь с окружением сверстников.

В конце XVIII века в Германии широко распространилось литературное движение «Буря и натиск» (Sturm un Drang), которое, проповедуя эмоциональный индивидуализм, оказало сильное воздействие на идеалы молодежи. «Страдания юного Вертера» (1774) стали наиболее важной книгой этого периода, поскольку в своем произведении Гете раскрыл эмоциональный мир молодого человека и изобразил переживания, доведшие его до самоубийства. Эта история хорошо отражает моральную шаткость и упадничество, скрывающиеся за идеалами молодежи того времени

Формирование молодежи как явления, которое знакомо нам сейчас, связано с развитием образования, которое началось в конце XIX века с создания элитных школ для высших классов. В это же время также начали распространяться молодежные социалистические движения и философские кружки, немало которых было и в России. Первые кружки такого рода появились в начале XIX века в Германии и объединяли юношей, выступавших за «естественное» общество и боровшихся против «противоестественного».

Итак, с начала ХХ века концепция «молодежь» начала активно развиваться и с помощью педагогики и психологии получила свое научное определение. Сам Зигмунд Фрейд сказал об этом пару слов. Впрочем, его дочь Анна рассматривала молодость как время хаоса и период особой уязвимости.

С 1907 года берет свое начало основанное в Великобритании «Скаутское движение»: самое влиятельное молодежное движение, получившее распространение по всему миру. К его специфическим чертам помимо униформы, которая должна была выражать равенство скаутов, можно также отнести поддержку физического, духовного и умственного развития юношества. Сегодня в рядах этого патрульного движения состоят миллионы членов, так что оно имеет влияние на все молодежные организации.

Следует отметить еще один аспект деятельности молодежных движений, может быть, самый важный, – это действия молодежи в Великой Отечественной войне. Значительная часть героев Великой Отечественной войны были весьма молодыми людьми, многие из которых отдали свои жизни во имя освобождения Родины. Особым направлением военной деятельности молодежи является партизанское движение, уникальное по своему значению в мировой истории. Кроме того, мы помним о многих подпольных антифашистских организациях, которые также состояли из молодежи.

В данном случае необходимо подчеркнуть неповторимый боевой дух русской и советской молодежи тех лет (в особенности, высокий боевой дух девушек) и связанные с ним смелость, решительность, настойчивость, самоотверженность и готовность к совершению подвигов. Последний патрон всегда берегли для себя. Этот поистине уникальный и ничем не заменимый дух молодости во многом способствовал победе в великой войне. Подобное стремление российской молодежи к победе стоит не просто изучать, но и брать за образец для подражания.

Однако у западной молодежи после войны появились совсем иные приоритеты, в результате чего с середины прошлого столетия среди молодых людей стали считаться культовыми такие отрицательные явления как богема, шайки и банды, преступность, студенческий радикализм, а в некоторых случаях даже терроризм, примером чему может служить немецкая молодежная террористическая организация «Фракция Красной Армии», клика Баадера-Майнхоф. Пришедшие из того времени негативные стереотипы у современной молодежи превратились в принципиальную позицию, которая оборачивается рядом реальных проблем как для стран Запада, так и для политической культуры современной России. Многие молодежные организации созданы именно с целью предотвращения такого рода потенциальных проблем.

Вернемся, однако, к молодежным движениям в современной России. В 2005 году начало свою деятельность молодежное движение «НАШИ». Существует мнение, что оно было основано как непосредственная защитная реакция на угрозу, которую принесла с собой «оранжевая революция», произошедшая годом раньше на Украине. Если исходить из этого предположения, то нашу молодежь тоже, вероятно, можно было бы рассматривать как угрожающий фактор, который при тех или иных обстоятельствах может спровоцировать какую-нибудь из «цветных революций».

Однако лично я в это не верю, ведь российской молодежи присущи патриотизм и самоотверженность, в чем мы имели возможность убедиться на примере многих юношей и девушек, отважно сражавшихся в Великой Отечественной войне. У них не было времени думать о том, что такое «молодежь», ибо главная мысль тогда заключалась лишь в том, жить или умереть.

Особую тревогу вызывает то, что в антироссийской западной прессе по-прежнему существует тенденция к разжиганию русофобии и антироссийских настроений путем клеветнического выставления политических молодежных движений России как особого рода опасности, хотя в действительности все такие движения основаны в качестве естественной реакции на ту информационную войну, которая ведется против России.

Фактически, западная молодежь сейчас сильно страдает от состояния уныния, выражающегося в виде заболеваний, в частности, в виде душевной и физической депрессии. Во многом это является последствием той грубой антигуманной пропаганды, которую распространяют среди своих жертв западные СМИ и индустрия кино. Девушки на Западе страдают от депрессий, самоубийств, наркомании, булимии, анорексии. Широко известны трагические случаи «школьных стрелков»: молодых людей, которые убивают сначала учителей и учеников своей школы, а затем кончают самоубийством, при этом считая себя героями. Данное явление, безусловно, пришло в Европу из Америки.

Теперь следует задаться вопросом: а каково, собственно, представление о молодежи в России и нуждается ли Россия в какой-либо особой молодежной концепции? Уже сегодня российские молодежные движения стали неотъемлемой частью прогрессивной политической системы России. Согласно нынешней идеологической платформе молодежных организаций, они готовят достойных членов будущего общества, руководителей разного ранга. Они также считают, что будущий президент России сейчас находится именно в их рядах.

Таким образом, у России есть необходимость развивать и воплощать в жизнь новую прогрессивную концепцию молодежи.

В качестве духовного образца можно использовать партизанские и подпольные движения времен Великой Отечественной войны. Особенно важно всеми средствами бороться против информационной войны, развязанной врагами России.

На агрессивную информационную войну, направленную против России, необходимо ответить войной партизанской. Каждый молодой человек может стать в информационной войне партизаном. Любой русский юноша и любая девушка могут воспользоваться теми ресурсами и возможностями, которые предоставляет им глобальная компьютерная сеть Интернета: в информационной войне каждый может стать идеологическим режиссером, защищающим честь России.

Самым главным врагом России является русофобия – западная идеология, толкающая российскую молодежь в пропасть зла и лицемерия, используя для этого тезисы, состряпанные продажными псевдожурналистами и псевдоисториками, чтобы с помощью психологической войны добиться распада России. Молодежь должна отреагировать на такие попытки уничтожить их страну! Для этого молодежи необходимо предоставить больше полномочий: недостаточно лишь молодых депутатов, должны появляться молодые губернаторы, полковники, министры, поскольку российская молодежь неподкупна и самоотверженна, ей свойственен героизм и не свойственно предательство, а значит – молодежи можно доверять в любом случае.

Злейшими врагами России на сегодняшний день являются фальсификаторы истории, те, что используют против российской молодежи приемы психологической войны: обвинения, оскорбления и клевету в адрес их отцов и предков, пробуждающую в юных сердцах сомнение и неуверенность. Такие фальсификаторы должны быть разоблачены!

Точно также необходимо беспрерывно вести информационную войну против существующей в России «пятой колонны», – днем и ночью, чтобы наши противники никогда не чувствовали себя в безопасности.

Новая молодежь России может для всего мира стать прекрасным примером правильного образа жизни своим отказом от алкоголя и здоровым патриотизмом.

Нельзя также забывать и о значении православной веры в деле воспитания российской молодежи. Все лучшие идеи крупнейших российских религий должны быть собраны и осмыслены во имя будущего России.